ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Понятие науки. Наука как система знаний и социальный институт.
2. Наука как объект познания: история науки, философия науки, социология науки.
3. Позитивистская и постпозитивистская традиция в интерпретации науки.
4. Методология науки К. Поппера.
5. Парадигмы научного знания Т. Куна, исследовательские программы И. Лакатоса и концепция неявного знания М. Полани.
6. Концепция методологического анархизма П. Фейерабенда.
7. Проблема периодизации развития науки.
8. Преднаука (Древний Восток, Античность, Средневековье).
9. Cоциокультурный контекст возникновения, философские основания и методология классической науки.
10. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.
11. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
12. Коперниканская, галилее-ньютонианская, канто-лапласовская революции в науке.
13. Развитие знания в контексте социальных процессов становления индустриального общества.
14. Методологические принципы классической науки в учении об обществе.
15. Cоциокультурный контекст возникновения, философские основания и методология неклассической науки.
16. Принципы постнеклассической науки. Понятие синергетики (Г. Хакен, И. Пригожин).
17. Три основных уровня методологии: методология философская, общенаучная, конкретно-научная.
18. Проблема соотношения естественнонаучного и социогуманитарного знания: специфика объекта, методологии, критериев научности.
19. Методология социогуманитарного познания.
20. Проблема социогуманитарного знания в западной философии XIX - XX вв. (В. Виндельбанд и Г. Риккерт, М. Вебер).
21. Герменевтика как метод социального познания (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер).
22. Структурализм и постструктурализм в социогуманитарном познании.
23. Гуманитаризация и гуманизация науки.
24. Наука в культуре современного общества.
25. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).